Российский авторынок становится все более «китайским»

Российский авторынок становится все более «китайским»

15 февраля 2023 г.

В 2022 году из Китая ввезли больше всего новых легковых автомобилей — свыше 117 тысяч. Это почти 40-процентный рост по сравнению с позапрошлым годом. Вместе с тем люди чаще пытались незаконно вывезти из России валюту — на 24 процента. Всего таможенники пресекли 11 670 попыток переместить через границу суммы, превышающие задекларированные. При этом вывозили «запрещенный нал» в четыре раза чаще, чем ввозили. Хотя общий объем незаконно транспортируемых россиянами денег через госграницу на 30 процентов сократился — до 2,1 миллиарда рублей. Об этом «Парламентской газете» рассказали в Федеральной таможенной службе.

Китайская доля будет расти

По данным агентства «Автостат», в 2021 году в Россию ввезли 238,4 тысячи новых легковых машин, в 2022-м уже меньше — 192,1 тысячи. Сказались санкции и уход с нашего рынка некоторых западных автомобильных концернов. В то же время количество автосалонов китайских брендов в России умножилось, превысив тысячу, сообщил журнал Авто.ру. Феномен вызван существенным ростом поставок транспорта из КНР.

В 2022 году оттуда в Россию ввезли больше всего новых легковых автомобилей — свыше 117 тысяч. Это почти на 40 процентов больше, чем в позапрошлом году, пояснили «Парламентской газете» в ФТС.

За прошлый год из Китая ввезли почти 31 тысячу грузовиков (четырехкратный рост), а также две тысячи автобусов и микроавтобусов (рост 68 процентов).

В три раза увеличились поставки специальной техники. В Россию из Поднебесной пришли почти три тысячи грузовых аварийных автомобилей, автокранов, пожарных машин, автобетономешалок, машин для уборки дорог, в том числе поливомоечных машин и автомобилей с рентгеновскими установками. И, как и в прошлом году, соседнее государство направило нам более 89 тысяч тракторов.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, присутствие китайских автопроизводителей в России со временем станет еще масштабнее. «Если в прошлом году на долю китайского автопрома приходилась примерно четверть российского рынка, то в этом году, полагаю, она увеличится до 30-40 процентов», — пояснил эксперт «Парламентской газете».

Он добавил, что и все новые автомобильные проекты, которые стартуют в нашей стране, «будут связаны с китайскими производителями».

В то же время первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко не исключил, что некоторые западные компании, которые особенно неохотно приостанавливали работу в России в 2022 году, попытаются вернуться. «При этом смогут ли они наверстать хотя бы часть своих прошлых позиций, будет решать наш потребитель, а сейчас мы видим, что рынок показывает баланс», — уточнил депутат.

Два процента на США

Вообще же, основными торговыми партнерами России в 2022 году, помимо Китая, стали Турция, Нидерланды, Германия и Белоруссия. При этом товарооборот с Китаем вырос на 28 процентов, с Турцией — на 84 процента, с Белоруссией — на 10 процентов. С Нидерландами товарооборот незначительно сократился — на 0,1 процента, с Германией ушел в минус на 23 процента. Доля США во внешней торговле России в 2022 году составила менее двух процентов.

Комментируя данные ФТС, Денис Кравченко отметил, что максимум доли КНР и Турции в структуре российского импорта если еще не пройден, то уже близок: «В конечном счете мы получим настоящее импортозамещение ряда позиций, и предпосылки для этого уже формируются. Как пример — недавнее возвращение к работе завода «Москвич».

Законодатель добавил, что Россия живет в рыночной экономике, при которой свойственно оперативное замещение высвобождающихся мест на рынке. Как раз сейчас мы на практике наблюдаем яркую иллюстрацию этого свойства, заметил Кравченко.

В таможенной службе между тем пояснили, что прошлогодняя структура импорта существенно не изменилась, хотя весовые показатели европейских стран сократились почти на 16 процентов. «Как и раньше, в Россию ввозится большое количество машин, механизмов, радиоэлектроники, а существенная доля импорта приходится на КНР. Однако резко сократились объемы строительных материалов из Европы. По товарам пищевой группы — небольшое увеличение, это прежде всего овощи и фрукты, с закономерными сезонными колебаниями», — уточнили в пресс-службе ФТС.

Прошлогодней новацией стал параллельный импорт, однако его доля небольшая. Как ранее сообщала «Парламентская газета», с начала работы этого механизма в страну завезли продукцию примерно на 20 миллиардов долларов, в основном это автомобили, станки и оборудование.

Источник - Парламентская газета.

Добавить комментарий


Показать другое число